Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Сравнение пейзажного и регулярного стиля на примере парков Англии
Сравнительный анализ наиболее характерных по стилевому направлению объектов
Единство и борьба противоположностей: регулярный и пейзажный стили
В настоящее время существует два основных стилевых направления в ландшафтном дизайне, от которых взяли свое начало все остальные: регулярное и пейзажное.
Регулярный стиль в садовом искусстве имеет богатую историю, насчитывающую не одну тысячу лет: он зародился еще в Древнем Египте и Вавилоне, получил свое развитие в античной Греции и Риме. Даже в эпоху Средневековья регулярные сады были в моде, но своего расцвета они достигли в эпоху Возрождения: именно в это время сады создавались с роскошными фонтанами и скульптурой, появилось топиарное искусство – фигурная стрижка деревьев и кустарников.
Позднее, когда пришла мода на регулярный классицизм, появились такие жемчужины садово-паркового искусства, как Версаль во Франции, Петергоф в России и многие другие парки. Для них характерны: наличие водных и цветочных партеров геометрической формы со скульптурами, роскошных золоченых фонтанов, использование диагональных лучевых дорог, закрытые пространства, ограниченные высокими стрижеными изгородями («зеленые залы»), фигурная стрижка деревьев и кустарников.
Раньше, создавая сады в регулярном стиле, человек стремился показать свое превосходство над природой, подчеркивал свою власть над ней. Сейчас уже нет в этом необходимости. Поэтому регулярные сады являются памятниками садово-паркового искусства и служат источником вдохновения для создания новых стилей.
Все в этом мире имеет свою противоположность, поэтому нет ничего удивительного в появлении отличного от регулярного стиля пейзажного направления в садово-парковом искусстве. Идея возврата человека назад к природе стала в то время весьма популярной и нашла много сторонников. Начавшаяся индустриализация и появление мегаполисов привели к тому, что большая часть населения стран Западной Европы концентрировалась в крупных городах. Все это способствовало появлению и развитию пейзажного стиля сначала в парках, а затем и в загородных усадьбах.
Принято считать, что пейзажный стиль пришел в Европу с Востока, из Китая и Японии, поскольку в этих странах сады всегда создавались исключительно в ландшафтном стиле. Однако европейцы скорее заимствовали внешнюю сторону восточного дизайна, а пагоды в китайском стиле, японские мостики появился в Европе значительно позже – только в начале двадцатого века.
Создание пейзажных парков получило наибольшее распространение сначала в Англии, потому что ее природные условия способствовали этому: мягкий влажный климат, разнообразные ландшафты, выраженный рельеф, большие водные поверхности, каскады, мосты, чередование открытых и закрытых пространств. Такие парки включали в себя многочисленные разнообразные сооружения в духе романтизма: храмы, гроты, беседки, руины, мавзолеи, надгробия, обелиски.
В парке, выполненном в регулярном стиле, все подчинено геометрии, которая является главным источником красоты и гармонии. Для регулярного стиля характерны строгость, симметрия, торжественность, парадность, стремление к высшему порядку. В таком саду человек стремится подчинить себе природу, навести идеальный порядок.
В отличии от регулярного стиля, особенностями пейзажного стиля являются: свободная планировка, отсутствие симметрии в расположении объектов; свободная планировка. «Естественная природа», термин, так широко употребляемый в эпоху расцвета паркового строительства, - не означает дикая, необузданная, запущенная. Это специально придуманная схема насаждения тенистых аллей, зеленых лужаек и полян, «свободно» растущие и представляющие собой яркие, сочные живописные пятна в общей концепции построения парка группировки деревьев и кустарников.
Специально создаются или сохраняются ущелья, холмы и долины, вместо золотых фонтанов «строятся» водопады и ручьи.
В парках регулярного стиля отчётливо проявляются геометрические формы (круг, квадрат, шестигранник, прямоугольник) газонов, клумб, водоемов.
Пейзажный стиль, напротив, – это тесная связь с окружающим природным ландшафтом. Постепенное открытие перспективы сада по мере продвижения по дорожкам, когда чередуются плоские формы с возвышенностями и оврагами с природными или искусственные водоемами, каскадами, холмами.
Регулярный стиль часто используется там, где нужно подчеркнуть торжественность, парадность, монументальность, – перед общественными зданиями и правительственными резиденциями, в парадной части парков и т.д. Напротив, парк в пейзажном стиле не является точной копией природных ландшафтов, но он позволяет человеку отдохнуть от напряженных ритмов современной жизни, снять напряжение, восстановить свои силы, получить дополнительную энергию и эстетическое наслаждение от общения с природой.
Регулярный стиль позволяет использовать топиарное искусство: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шары, кубы, пирамиды.
Пейзажный стиль подразумевает произвольные очертания цветников, водоемов, использование в оформлении природных материалов (натуральный камень, кора, щепа, гравий и галька, деревянные спилы и т.д.) и отсутствие растений с искусственной формой кроны.
В отличии от пейзажного стиля, где отсутствуют пышные скульптуры и фонтаны, в регулярном стиле используются античная скульптура, солнечные часы, фонтаны в виде чаш и раковин, гроты, поилки для птиц, разнообразные вазоны для цветов классической формы, а также беседки и различные павильоны для отдыха. Для мощения чаще всего применяется мелкий гравий светлых оттенков. Водоемы имеют строгую геометрическую форму (круг, квадрат, многогранник) и располагаются симметрично относительно главной оси.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (29.12.2014)
|
Просмотров: 2166
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
|