Сайт учителя географии Среда, 20.09.2017, 17:35

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]
6 класс [0]
К уроку
олимпиада [0]
6 класс

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 335

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемное изучение материала на уроках географии
Проблемное изучение материала на уроках географии

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Использование проблемных вопросов
- Активизирует мышление учащихся.
- Повышает интерес к изучаемому материалу.
Проблемный метод, или озадачивание, сводится к следующему: педагог ставит перед учащимся проблему. Это можно сделать с помощью вопросов (может быть один вопрос, система вопросов, вопрос может касаться какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал, и т. п.).
Проблема может быть поставлена с помощью графи¬ков, чертежей, рисунков, фотографий…
Работа учащихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение.
Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т. е. такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную де¬ятельность на решение проблемы.
Постановка проблемы не всегда приводит к проблем¬ной ситуации. Проблемы не интересны для учащегося, если они не связаны с его жизнью, имеют общий харак¬тер. Не возникает проблемной ситуации и тогда, когда у учащегося слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, он быстро находит реше¬ние и ему не интересен дальнейший ход рассуждений.
Например, вопрос «Будет ли топливная промышленность России конкурентоспособна в третьем тысячелетии?», в 9классе большинству будет безразличен.
Существуют различные варианты постановки и реше¬ния проблемы.
1.Проблему решает педагог
Педагог ставит проблему или проблемы, и сам их ре¬шает, излагая лекционный материал.
Например «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит.
При такой форме проведения занятия учащиеся внеш¬не пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Они видят, что западный контур Южной Америки повторяет восточный берег Африки, но им сложно выдвинуть теорию, что когда –то это был единый материк. Этот подход применяется чаще, чем другие, где затруднена обратная связь.

2. Вариант Педагог ставит перед учащимися проблемы и предла¬гает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточ¬няя и дополняя ответы
Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориенти¬роваться в высказываниях учащихся, развивать их и на¬правлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблемы. Так изучение геологического строения, рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»

3. Вариант. Работа в группе. Учащимся предлагается разбиться на малые груп¬пы «приверженцев» того или иного мнения.
После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения.
- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)
-Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке?
-Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары?

4. Способ. Письменно-индивидуальный. Предложив всему классу 1-2 вопроса, предлагаю учащимся ответить на них письменно. Ценность этого варианта, на мой взгляд, заключается в том, что, проверяя письменные работы, удается проследить ход рассуждений каждого ученика, его аргументацию и собственные выводы.

5. Способ. При работе с учебником, где есть проблемные вопросы, (9 класс Алексеев А.И., В.А.Ром, Дронов В.П.) я указываю материал и определенные временные рамки работы (не более 15 минут). Учащиеся работают с учебным материалом как источником информации, формулируют ответы на поставленные проблемные вопросы, в устной и письменной форме, фронтально, по группам, парно или в виде домашней работы. Иногда есть готовые рассуждения и учащиеся их проговаривают и запоминают.
Иногда перед отдельными темами поставлен проблемный вопрос. Он предназначен для раздумий до того, как начать читать новый текст. Данный вопрос не предполагает обязательного ответа в тексте. Более того, прямого ответа вообще может не существовать. Однако сама его постановка поможет задуматься над сущностью данной проблемы или заставит искать возможные ответы.
5. Способ. Индивидуально-коллективный. Педагог знакомит уча¬щихся с проблемой. Представителям группы раздают кар¬точки, на которых они в течение пяти минут пишут свое мнение.
Небольшой самолет потерпел аварию и упал в центральной части Сахары, в 150 км. От ближнего жилья. Температура земли днем +50градусов. Летчики погибли. Остались целыми пассажиры и некоторые предметы. На пассажирах майка, шорты и легкая обувь. Напротив каждого предмета поставьте порядковый номер. Под цифрой 1-самый значимый предмет в данной ситуации;
11 - возможно не имеющий значения.
Предметы  
1. Крылья самолета Я У (-) МЫ У (-)
2. 2 кг. Соли
3. Спички
4. Зеркальце
5. Фонарик
6. Парашют
7. Фотоснимок данной местности
8. Книга о съедобных животных в пустыни
9. Пистолет и 10 патронов
10. Пальто на каждого
11. 1 литр воды на каждого

В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера.
В первой колонке, коллективное, учащиеся ставят порядковый номер коллективного решения.
Во вторых колонках ставятся номера зачитанные учителем.
В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания.
Подводится итог вместе с учителем.
1Данные выводы можно оформить в виде стенда…
Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,…
Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо, необходимо повторить…
Сумма = 0. Молодец, оценка "5".

6. Мозговой штурм
Задания-парадоксы например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом.


Недостатки проблемного обучения.
Практика показывает, что ученик, услышав, что учитель собирается задать ему вопрос, по меньшей мере, настораживается. А после неправильного ответа, даже при доверительно-вежливой реакции учителя, может и вовсе замолчать, «закрыться» для общения. Познавательная активность детей, как следствие, заметно снижается.

Характерные особенности познавательно-развивающих вопросов можно свести к следующему:
- каждый вопрос – это маленькая страничка живой истории со своими действующими лицами, сюжетом, интригой;
- формулировка вопроса должна быть предельно лаконичной и понятной учащимся;
- обязательное наличие в вопросе «ниточки» (ключевое слово, ссылка на известное), потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;
- конечный результат должен способствовать укреплению связи между учителем и учениками и желанию дальнейшего совместного творчества.

Вывод

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.







Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (20.10.2009)
Просмотров: 5310 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
индивидуалки Казани

1  
Этот пост — одно из немногих исключений, когда читаешь с интересом и что-то для себя выносишь. Спасибо автору. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz