Лекции Мультимедиа лекции. Практические занятия. Семинарские занятия. Консультации. Контроль качества знаний. Самостоятельная работа Исследовательские проекты Групповая работа Работа в парах Монолог-диалог Зачеты, Экзамены, Защита рефератов
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Образовательная
На уроках географии с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, учить аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение. На уроках и вне занятий проводить индивидуальную работу с учениками, которые по разным причинам работают с опережением или не усваивают в полном объеме учебный материал. Работать с учениками над созданием проектов. Определить необходимый и достаточный набор учебных задач – ситуаций, последовательность которых выстроена в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, конкретности, новизны, жизненности, практичности, межпредметности, креативности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания.
Учебная Использовать технологии деятельностного процесса, в том числе последовательное предъявления ученикам задач-ситуаций различных типов и уровней. Применять алгоритмы и эвристические схемы, организующие деятельность учеников по преодолению затруднительных ситуаций. Использовать технологий сопровождения, консультирования и поддержки учащихся в процессе прохождения программы. Интегрировать краеведение в основной курс географии. Учить работать с дополнительной литературой, источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты . На уроках приводить список дополнительной литературы.
Познавательная На уроках географии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных и т.д. На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях учащимся предлагать на основе заданных алгоритмов решить творческую задачу или предложить новое, нестандартное решение проблемы.
Информационно-коммуникативная Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности. С первого урока и на каждом занятии вводятся новые географические термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения естественно-научных дисциплин, уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивать умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием географических терминов. Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.
Общекультурная компетенция На первых этапах изучения - осознание роли науки географии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира. Способствовать овладению знаниями и опытом деятельности науки географии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли географии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Социально-трудовая компетенция Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки географического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.