Сайт учителя географии Пятница, 29.03.2024, 03:42

Главная | Водный поход | Регистрация | Вход

Сплав по реке Архаре
Дневник похода

16 июля. Понедельник. Сбор участников похода  в школе.  Наша дружная команда в полном сборе. Ровно в 9.00 прибыл автобус, чтобы отвезти нас в с.Грибовку., отправную точку нашего похода.   Мы собрали вещи и двинулись в путь. Нас пересчитали по головам. Все на месте. Поехали. В автобусе пели нашу песню. И вот долгожданный момент настал. Ура! Мы на месте нашего старта.

Наша песня

Загорелось, заискрилось

Солнце над головой.

Мы на сплаве во второй раз

Нашей дружной семьёй

Все проверенные люди,

Лодки, та же река.

Только небо посинее и теплее вода

Это вам не шутки, это не игра

Мы собрались плавать нам уже пора

Припев

Отдыхай, лёжа на песочке,

Отдыхай мячик, карты, солнце.

Отдыхай, кушая тушёнку

Отдыхай, лопая сгущёнку.

Доплывём мы все до места, сумки перенесём

И расставив все палатки, берег весь обойдём.

Мы исследуем всю речку и слой горных пород

И узнаем как без свечки жил здесь древний народ.

Это вам не шутки, это не игра

Мы собрались плавать нам уже пора

Солнце припекает. Температура воздуха- 32°С, температура воды-29°С. День прекрасный. Дует лёгкий ветерок. Насекомые атакуют, но мы терпим и занимаемся подготовкой снаряжения к сплаву.  Мы находимся в пойме реки. В данном месте река течёт на запад. Скорость небольшая, потому, что уровень воды низкий. Повара готовят обед. Упаковываем вещи в клеёнчатые мешки. Они не только делают наши вещи сухими, но и являются воздушными мешками непотопляемости.

После обеда мы стали загружаться в лодки. В пяти лодках разместились мы, а шестая лодка была хозяйственной. В ней мы сплавляем  продукты и принадлежности для костра. Эту лодку буксирует самый опытный капитан. Для своей личной безопасности мы  надеваем жилеты. В них трудно потеряться, в них жарко и неудобно, но мы их не снимаем.

На первый взгляд,  кажется, что управлять лодкой очень просто. Но, попробовав, убеждаешься, что необходимы определённые навыки гребли.

Техника гребли оттачивается на сложных участках пути. Необходимо выбирать удобный и безопасный курс, чтобы не попасть на мель и не напороться на корягу, торчащую из воды.

В лодке мы размещаемся впятером. В чьих руках вёсла – тот одновременно и капитан и штурман. Плывём рядом. Никто не отстаёт.

Если кто-то отстаёт, то нам приходится останавливаться и ждать. Можно выйти из лодки и исследовать берег. Всем нравиться собирать минералы халцедон и яшму для коллекции.

Плывём медленно, останавливаемся, купаемся и снова плывём.   На огромной песчаной косе  решили разбить наш лагерь. На берегу много сухих веток и у нас не будет проблем с разведением костра.  Сориентировались по карте, мы проплыли примерно пять километров. Это немного меньше намеченного пути, но мы устали и проголодались. Решено. Недалеко от с. Могилёвки будет стоять наш палаточный городок.

Первый этап пути оказался технически не  несложным. Наш сплав похож на путешествие,  не на спортивное мероприятие.

16.00. Костёр горит. Палатки дружно выстроились на берегу. Теперь нам нестрашны сюрпризы погоды,  и мы можем спокойно исследовать реку, позаниматься подводным плаванием.  Совмещаем приятное с полезным.

Один склон реки круче. Берег каменистый. Там же находится тихая заводь, со стороны напоминающая приток реки. Это удобное место для рыбалки. Вода там очень холодная, особенно на дне. Здесь река питается грунтовыми водами.

На берегу только одна палатка по прежнему лежала на земле. Оказалось, в школы остались специальные приспособления для её установки. Наш опытный руководитель Олег Викторович пришёл нам на помощь и помог установить палатку с помощью длинных кольев и верёвок. Скоро все забыли о неприятном инциденте и  купались в реке.

Некоторые участники похода позаботились об удобстве на ночлеге, у них были замечены пуховые подушки. Неслыханная роскошь  на сплаве! А пока мы растянулись на нагретом песочке, сделав углубление в нём наподобие дивана.

18.00. Комары, мошка нас пожалели, дали нам спокойно поужинать. Макароны с тушёнкой, салат из овощей – наша традиционная еда.

21.00. Возле костра образовался дровяной склад и удобные сидения. Спать рано никто не собирался.  На закате вода в реке казалась ещё более тёплой, чем днём.  Искупались и  сидим возле яркого огня.

Наша первая ночь прошла весело, потому, что некоторые товарищи бодрствовали до 5.37. утра.

17. июля. Утро. Температура  воздуха 24˚С.Температура воды 26˚С. Давление падает. Это признак смены погоды. Многие ещё спят, но рыбаки знают своё дело. Мы обеспечены, свежей рыбой.

После завтрака мы поговорили «по душам» о ночных приключениях с руководителем похода…  и, свернув наш палаточный городок, отправились в путь.

«Спасательные жилеты надеты?! Поплыли!» Поток подхватил нас. «Дорога» предстоит длинная, но мы не унываем и веселим друг друга по пути до Ерахты. Проплыли примерно 6 км. Стало холодно, ветер усилился. Плыть трудно. На реке появились волны. Встречный ветер сделал наш путь  экстремальным. Но наши спортсмены – водники не достигли ещё  высокого уровня мастерства. Кто эти лодочники – наездники? Они учились не по книгам. Они учились на нашей реке водной акробатике. Некоторые всё время пытались вырваться вперёд, а потом поджидали всех остальных, в своих надувных лодках.

Нажимаем на вёсла, следим за нависающими  над водой деревьями, смотрим на карту, поворачиваем её, ориентируясь по компасу. Всё время следим за нашим местоположением, сличая повороты реки с поворотами, нанесёнными на карте.

Вот, новый поворот и река распадается на рукава. Первые выбирают более широкое русло и, гонимые течением пристают к берегу за поворотом.

Ждём остальных, чтобы не разминуться на реке и плывём дальше.

14.00. Ветер усиливается. Мы плывём на юг, а ветер дует нам навстречу.

Пошёл небольшой дождь, но мы смогли пройти запланированный на сегодня маршрут. Необходимо найти удобную косу, чтобы развести огонь

16.00.. Одна лодка сильно отстала, но хорошо, что продукты были не в ней. Наконец мы выбрали удобный берег и развели огонь.

Все работали быстро и слаженно. Установили палатки, натянули тент.

Когда приплыла последняя лодка из неё вышли усталые, голодные, злые и мокрые  детишки. Надо было найти силы, чтобы установить палатку. Но она никак не устанавливалась.

Состояние некоторых было критическое. Настроение ужасное.  Было трудно и у некоторых не выдерживали нервы.  А сверху на нас обрушился проливной дождь. А были и такие, кто не пал духом и нашёл в себе силы бороться с погодой до конца и победить. Глядя на них, дождь понял, что проиграл и постепенно закончился.

Вместе  с дождём закончилось плохое настроение и все вновь собрались у костра. Мы снова ели макароны, но теперь с рыбными консервами.

Сидя у костра пили чай, и разговаривали  так тихо, как могли, а рядом в палатке  спал Олег Викторович. Мы не хотели его разбудить.

Лишь под утро многим удалось принять горизонтальное положение и немного вздремнуть.

18 июля. Утро туманное.  Температура воды 23 градуса. Купаться не хочется.

Безоблачно. Есть надежда, что дождя больше не будет

Все спят, но группа любителей утренней рыбалки  готовит снасти.

ловилась. Мы решили после завтрака  совершить очередной марш- бросок по реке. На этот раз мы должны найти удобную косу где-то недалеко от с. Аркадьевка.

Двадцать километров – это большое расстояние, но мы должны пройти этот участок, во что бы ни стало. К тому же у нас заканчивался хлеб и сахар. А там мы могли пополнить наши запасы.

Судя по карте нам  нужно быть очень внимательными по пути т.к. на этом участке река сильно меандрирует, образует множество проток и излучин.

Мы плывём  на расстоянии видимости.

По руслу реки,  даже на незначительных высотах наблюдаются аллювиальные отложения, представленные глинами, песками и галечниками. Мы берём образцы горных пород и плывём дальше.

Пойма реки широкая. Хорошо видна работа реки. Эрозионные процессы происходят на протяжении всего течения. Берега сложены рыхлыми горными породами.

В некоторых местах  нам встречаются острова из песка и гальки. Мы выходим из лодок и идём пешком по берегу, а наши капитаны управляют лодками в одиночестве, догоняя нас. Береговая растительность сменилась,  и нашему взору предстали  могучие сосны на высоком берегу реки. Теперь смешанный лес сопровождал нас на всём дальнейшем протяжении реки.

14.00. Ветер усиливается. Плыть всё труднее. Наши спортсмены- гребцы тоже порядком устали. Но мы не можем остановиться на длительный отдых, так как первая лодка задала высокий темп  сплава. Мы не можем их догнать.

Почему они так быстро плывут? Это вопрос дня.

А вот и мост через реку недалеко от села Заречное. Здесь мы последний раз видели яркие жилеты участников заплыва нашей лидирующей лодки. Они скрылись за поворотом,  не дождавшись нас. Надеемся, они скоро окончательно  устанут и, наконец, остановятся.

Нет. Мы решили не играть в догонялки. Мы выбрали удобное место для лагеря и обследовали берег. Он оказался  ценным с точки зрения археологии. Мы находим древние керамические изделия (вернее то, что от них осталось) и украшения.

Через спутник мы, наконец, связались с нашей первой лодкой.

Сотовая связь оказалась как нельзя кстати.

Команда была в нескольких километрах от нас. Через час они вернулись в лагерь, но только по суше.  На поход  приобрёл  форму  водно- пешего.

И вот, мы снова все вместе в тесном кругу.

19 июля. Утро. Штиль. Но это затишье перед грозой. Безмолвный берег. Там далеко на горизонте небо пронизывает  молния и до нас доносятся раскаты грома. У нас нет другого выхода, как свернуть свой палаточный лагерь. Мы не готовы путешествовать во время грозы. До дома рукой подать и мы подали сигнал «SOS»

Нам грустно, что наш поход подошёл к концу, но мы собираемся возвращаться на автобусе домой. Но до автобуса нужно ещё доплыть.

Как только последняя лодка отошла от берега,  мы тут же оказались под проливным доджём. Крупные капли   били нас по лицу, но нам некуда было спрятаться. Вода. Кругом вода. Лодки  постепенно наполнялись водой. Ветер пронизывал до костей, и мы промокли до нитки.

Наш водитель посмеялся над  нами и пустил нас в свой сухой автобус.

Все дошли до финиша здоровые и счастливые. Через полчаса мы были в школе.