Сайт учителя географии Пятница, 19.04.2024, 04:58

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Походы, экспедиции | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 345

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



Отчёт об участии учащихся Архаринского района 
 в областной профильной смене юных археологов
                                                              "Далёкое прошлое"

Материалы на районный заочный конкурс
исследовательских краеведческих работ
учащихся-участников туристско- краеведческого
движения «Отечество»,
посвящённого 150-летию
образования Амурской области.


 


Цели и задачи

Цели:
1. Активное участие в археологических раскопках;
2. Осмотр достопримечательностей родной природы;
3. Сбор краеведческого материала;
4. Воспитание патриотизма к своей малой Родине;
5. Формирование экологической культуры;
6. Формирование основ безопасности жизнедеятельности.


Задачи:
1. Изучение методики археологических раскопок на основе полевых работ;
2. Совершенствование навыков туристического мастерства;
3. Создание условий для развития физической активности и оздоровления;
4. Развитие у подростков чувства товарищества и взаимопомощи;
5. Организация интересного досуга;
6. Привитие навыков экологического общения с окружающей средой;
7. Пропаганда туризма как эффективного средства активного отдыха, способствующего поддержанию здорового образа жизни.

Форма проведения

Археологическая экспедиция к месту раскопок предполагаемого поселения древнего племени. Полевые работы – раскопки жилищ с целью дополнить картину расселения древних племён в Приамурье.



Информационная карта

1. Название

Областная профильная смена юных археологов «Далёкое прошлое»

2. Форма проведения Экспедиция. Полевые работы- раскопки
3. Направление деятельности Задания состоят из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников экспедиции.
1. Безопасность во время путешествия;
2. Ориентирование на местности;
3. Исследовательская работа в природе;
4. Спортивно- игровая программа;
5. Оформление материалов по итогам экспедиции.
6. Самоуправление, самообслуживание.
4. Продолжительность похода в днях

10 дней
5. Район проведения С. Орловка
Константиновский район
6. Руководитель группы Несмелова Ирина Валентиновна- учитель географии
высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №172» п. Архара.

7. Название проводящей организации СДЮТЭ

8. Предполагаемая база проведения МОУ «СОШ №172»
п. Архара.

9. География участников
похода Учащиеся школы №172, №95, №1, с. Северное

10. Количество участников похода 10 человек
11. Сроки проведения 10.07.08 – 19.07.08
12. Имеющийся опыт в реализации проекта Участие в ежегодной профильной смене с 2005г. 
  

Содержание деятельности

Задания состоят из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников археологической экспедиции:
1. Безопасность во время путешествия. Познакомить школьников с маршрутом предстоящей экспедиции и краеведческими достопримечательностями, распределить обязанности. Следующий этап-подготовка личного и группового оборудования. Учащиеся знакомятся с правилами техники безопасности. Правила пользования авто транспортом, правила поведения в природе, правила сбора даров природы, правила пользования источниками пресной воды. Порядок развёртывания лагеря. Правила установки палатки, разведения костра, заготовки дров, обращения с огнём. Правила обращения с продуктами питания, поведения у костра. Защита от гнуса и клещей. Правила ликвидации мусора. Каждым участник похода (командир группы, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, ответственный за аптечку, фотограф, краевед, командир палатки и др.) должен иметь свой личный план подготовки, проведения и подведения итогов похода и познакомить с ним всех участников похода.
2. Ориентирование на местности. Карта, приёмы работы с ней. Компас и работа с ним. Условные знаки. Ориентирование карты, согласно местным признакам. Значение для туристов навыков ориентирования.
3. Исследовательская работа. Пеший обход всей обследуемой территории. Осмотр поверхности земли. Основной вид полевых работ – раскопки. Отработка навыков работы с лопатой: при правильном владении лопатой черенок всегда движется примерно вертикально плоскости, а не горизонтальной. Фиксация взаиморасположения находок. Проведение экологического десанта. Изучение топонимики по маршруту следования, выявление возможных археологических памятников.
4. Спортивно- игровая программа. Весёлые подвижные игры. Футбол, волейбол, пионербол, бадминтон, купание в озере.
5. Оформление материалов по итогам экспедиции. Изготовление фотоматериалов о походе. Оформление альбома- летописи. Выпуск газеты- отчёта об экспедиции. Пополнение краеведческого материала в школе.
Списки личного и группового снаряжения.

Палатка с колышками стойками
Рюкзак Рукавицы
Коврик Аптечка
Тент Хозяйственный набор( нож,
Фонарик половник, резательная доска,
Топор тара для продуктов, спички)
Лопата Клеёнка
Костровая стойка Проволока
Котлы Спортинвентарь
Верёвка
Фотоаппарат
Скотч
Компас
Карта

Личное снаряжение

Рюкзак, вкладыш в рюкзак полиэтиленовый, клеёнка от дождя, обувь сменная, запасные носки, ветрозащитная куртка, одеяло, головной убор, смена белья, спортивная одежда, купальные принадлежности, умывальные принадлежности, спички в непромокаемой упаковке, миска, кружка, ложка, нож, лодка, палатка, фонарик и батарейки, консервный нож, перчатки, верёвка для крепления тента над палаткой, скатерть клеёнка, топор, ремонтный набор (игла, нитки и т.п.), крем от комаров, клещей, контейнер для сыпучих принадлежностей.
Ожидаемый результат археологической экспедиции
1. Оздоровление детей за счёт повышения двигательной активности;
2. Удовлетворение духовных потребностей при посещении памятных мест, природных достопримечательностей;
3. Повышение образовательного уровня всех участников экспедиции;
4. Преодоление естественных препятствий и трудностей походной полевой жизни, требующих от участников проявления смелости, решительности, осознание роста собственного духовного потенциала;
5. Для педагога экспедиция – школа педагогического мастерства.

Выводы.

Участие в ежегодной археологической смене учащихся школ Архаринского района имеет огромное воспитательное значение. Значительное место уделяется работе над экологическим воспитанием, знакомству с природой и географией и историей родного края. Краеведческое исследование даёт знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению истории, природы. Кроме того, в условиях полевых работ, дети приобретают навыки практической природоохранительной деятельности: они выбирают место привала, утилизируют отходы и т.п.
Для того чтобы дать детям возможность проявить инициативу и раскрыть свои потенциальные возможности, в лагере организовано самоуправление. Все участники похода имеют свои обязанности. Руководителями, назначаются самые достойные ребята. Сочетание руководства и подчинения, возможность вносить свои предложения по улучшению жизни лагеря позволяет раскрыть себя каждому ребенку.
Взаимоотношения детей и взрослых строятся на основе соуправления и сотрудничества. Роль руководителя и воспитателей заключается в создании доброжелательной обстановки.
Вся жизнь во время археологической экспедиции планируется совместно взрослыми и детьми. Мероприятия направлены на развитие творческой активности и самостоятельности.
Участники лагеря имеют право обсуждать и высказывать свое мнение по любому вопросу. Для этого в режиме дня предусмотрена планерка, где ежедневно вместе с взрослыми дети планируют следующий день, оценивают проделанную работу. Инициатива одна из главных составляющих самоуправления.
Из вышесказанного следует, что организаторские способности в походе являются одними из важнейших, и ребята их проявляют.

Самоуправление и самообслуживание в походе – одни из наиболее важных элементов организации жизни в палаточном лагере. Поскольку мы находимся в так называемой “дикой местности”, то в первые дни силами ребят и педагогов проводятся большие работы по обустройству места дислокации лагеря: разбиваются палатки, строятся кухня и столовая, очищается пляж, убирается территория. Таким образом, дети получают необходимые сведения по организации жизни в полевых условиях, учатся самообслуживанию. Происходит формирование трудовых навыков у ребят.
Перед началом экспедиции необходимо выбрать, с учётом склонностей и желания, командира группы, завхоза, ответственных за общественное снаряжение, ответственных за ремонтный набор, ответственных за аптечку, казначея (ответственного за финансовые расходы на маршруте), летописца (ведение путевого дневника), фотографа (составление фотоотчёта).
Группа планирует график дежурства на время полевых работ, составляет меню.
В экспедиции каждый участник отрабатывает навыки установки лагеря, заготовке дров, воды, приготовлению пищи. А главное – учится жить в коллективе, нести ответственность за порученное ему дело.

Трёхлетний опыт работы показывает, что археологичка позволяет решить самые разнообразные задачи. Воспитательная работа с детьми продолжается и в летние месяцы. Это позволяет нам педагогам еще лучше познакомиться с ребятами, изучить их поведение в нестандартных ситуациях, что в последствии сказывается на работе с ними в учебное время. Дети раскрываются с неожиданной стороны. Порой ребенок, на которого все уже давно махнули рукой, показывает себя как хороший организатор походной жизни, имеющий колоссальный опыт. Очень часто бывало, что и детей и у нас учителей менялось отношение к таким ребятам, они переставали быть изгоями, и это положительно влияло на их поведение в дальнейшем.
Возвращаясь из экспедиции, а особенно если этот был достаточно длителен, долгое время живёшь теми днями, теми эмоциями, теми отношениями, которые были во время похода. Состояние такое, что ты потерял что-то очень ценное, дорогое, то, что уже никогда не вернётся. И ты снова и снова прокручиваешь в голове всё, что было тогда: и хорошее, и не очень.
Для достаточно большой группы ребят, участников археологички, это лето - последнее лето их детства, они перешли в 11-ый класс, а на следующий год окончание школы, экзамены, поступление в ВУЗ. Но об этих нескольких днях лета в памяти осталось яркое пятно нашего путешествия.

Организаторы и участники экспедиции благодарят Администрацию Архаринского района, родителей за оказанную материальную и моральную поддержку в подготовке и проведении археологической профильной смены. 

                                                                                     Приложение

Из дневника юного археолога…

Начнём с «Открытого листа». Любое ведение разведок и раскопок археологических памятников допускается только при наличии у исследователя особого документа – «Открытого листа». Система выдачи «Открытых листов» является гарантией того, что полевые работы на археологических памятниках осуществляют только специально подготовленные люди, которые могут в процессе исследования обеспечить применение всех приёмов методики исследования памятников, гарантирующих высокий уровень исследований и своевременную сдачу отчётов о проведённых работах.





Иногда маленькие запылённые кусочки камня и керамики могут привести к серьёзным открытиям, что-то значащим в науке. Поэтому уже который сезон преподаватели и студенты БГПУ и кафедры религиоведения АмГУ едут в разные концы области в поисках новых свидетельств того, как жили древние люди много тысяч лет назад. Ищут стенки сосудов, из которых они пили, наконечники стрел, с помощью которых охотились, полуразрушенные хижины, в которых они когда –то жили. Большую помощь в поисках и раскопках оказываем мы- простые школьники Архаринского района.

Константиновский район. Озеро Белоберёзовое.
Археологические находки, найденные на берегу озера свидетельствуют о том, что в этих местах обитали не кочевые, а оседлые племена.
Раскопать – значит приподнять всю толщу земли, которая веками и тысячелетиями наносилась ветрами, потоками воды, наслаивалась остатками гниющих растений, приподнять так, чтобы не потревожить всё, что было оставлено, потеряно или брошено в давно минувшие времена.

При раскопках нужно не только не потревожить остатки, но и законсервировать, сохранить находки, подробно всё описать и сфотографировать, зарисовать, составить план древних сооружений, построить профили и отметить на них последовательность чередования слоёв.

Раскапывать приходится не только лопатой, но и ножом, кисточкой, шпателем и даже простой ложкой.
Прежде чем начать раскопки, поверхность памятника разбивают с помощью колышков на равные квадраты в 1м.

Каждый квадрат нумеруют и наносят на план. Всё это называется сеткой. Сетка помогает фиксировать находки на планах и чертежах.
При раскопках вся работа ведётся вручную.

                                                                                          

Древние люди рыли землянки, ямы для хранения продуктов, углубления для костров. Чтобы лучше разобраться в стратиграфии (т.е. чередовании слоёв) памятника, между квадратами оставляют узкие полоски нетронутых участков – бровки. По бровкам можно видеть, как один культурный слой сменяется другим.


Работа археолога может сравниться с работой хирурга. Малейший промах археолога приводит к гибели древнего объекта.

Pаскопать свою первую находку не так – то просто. Но нам повезло, мы нашли несколько отщепов и кусочки керамики. Отщепы – заострённые кусочки камня, которыми древние люди использовали для различных целей. Они острые, как лезвие бритвы.
Появился азарт, и мы соревновались, кто больше откопает. Несмотря на то, что работа довольно однообразная – часами сидишь на корточках,- скучно не было. Мы понимали, что делаем важное дело, значимое для науки.

Озеро Белоберёзовое, на берегу которого находился наш палаточный лагерь – очень живописное. Неподалёку плавают утки, бродят кулики. Это отличное место для рыбалки и купания.

В многодневной экспедиции трёхразовое горячее питание обязательно. Дежурили на кухне по очереди ученики и студенты. "Энергетическая установка" кострище закрыто железной решеткой, рядом запас дров. Место сбора мусора, бытовых отходов в полном соответствии с природоохранным содержанием нашего городка. Сварить обед на костре более чем на 50 человек, дело ответственное. Нам удалось побаловать всех пончиками и оладушками. После этого нам предлагали дежурить на кухне каждый день. Всем нравились наши приготовленные блюда. Вкусно – это когда много. Поэтому мы не жалели продукты.


                                                                                          


Интересные мероприятия вечером продолжались до самой темноты. А потом всей большой компанией пели песни под гитару у костра.

Конкурсная программа
День «Всё наоборот»                                                             


      Экспедиция закончилась традиционным обрядом посвящения в археологи. Он состоялся в последнюю ночь радом с нашим раскопом. Разрисованных ребят пригнали (естественно, в шутку) плетками к раскопкам, где и представили богу археологии. Ребятам пришлось поклониться идолу, а также выпить "божественный эликсир", приготовленный из перца и соли. Вообще-то рассказывать об этом нельзя. Поэтому мы лучше поместим фотографии.
 
                                                                                      


Незаметно пролетели 10 июльских дней. Жаль было покидать это живописное место и расставаться с новыми друзьями.
В археологичке получаешь столько эмоций, что нужно время, чтобы переварить их. Поэтому примерно через неделю после возвращения мы обменялись фотографиями и впечатлениями и словно пережили это всё заново.

























Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz